Иностранный язык в исследовательской деятельности учащихся

11.01.2013 14:18

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика - один из самых эффективных.

 Исследовательская деятельность начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.

       В VIII–XI классах у школьников оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. В X–XI классах основное внимание уделяется  профессиональному самоопределению учащихся, глубине, широте, фундаментальности их исследований.  

      Использование исследовательского подхода в обучении иностранному  языку способствует развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, позволяет превратить уроки английского языка в дискуссионный исследовательский центр, в котором решаются практически значимые и доступные для учащихся вопросы с учетом особенностей культур различных стран.

Исследовательская деятельность – это специфическая  деятельность, которая  регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью.

В основе стандартов образования нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Цель данного подхода- развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решение проблемы, отработали в речи  грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать различные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.

Специфика урока английского языка обуславливает разнообразие применяемых технологий и методов обучения, развивающих интерес учеников  к изучению иностранного языка и создающих условия для повышения эффективности преподавания. Иностранный язык как учебный предмет - это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, культуры. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству. Применение исследовательского подхода в обучении способствует усилению интеграции, определению причинно-следственных связей, развитию творческих способностей учащихся.

Используются  различные ресурсы: общие и частные методы научного исследования в урочной и внеурочной деятельности;  организация творческой работы;  активизация познавательной деятельности посредством создания учебных ситуаций, стимулирующих самостоятельный поиск учащихся. Система  работы по формированию исследовательской культуры учеников включает в себя несколько этапов.

Первый этап – самостоятельная работа ученика по образцу (репродуктивное мышление). Познавательная деятельность этого типа предполагает узнавание, опознавание, различение, воспроизведение.

 Второй этап (реконструктивная деятельность) предполагает осмысление и видоизменение, предвидение возможных результатов, принятие  решений в нестандартных ситуациях.

Следующий этап - эвристическо-исследовательская самостоятельная работа, когда информация  выступает как инструмент познания, умозаключений, ученик открывает новые для себя знания, осуществляет поисковую деятельность.

Целью формирования исследовательской культуры ученика является  развитие умений систематизировать и обобщать материал, высказывать свою собственную точку зрения, разрабатывать методику выполнения наблюдений, практических работ, формулировать проблему, разрабатывать план решения проблемы. Ученик выступает как созидатель, творец нового.         Исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  1. развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  2.  формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  3.  выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  4. воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  5. помощь в профессиональной ориентации;
  6. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

      К практическим заданиям, способствующим развитию исследовательской культуры учащихся, относятся, например, интерактивные задания (использование и варьирование адекватных социокультурных стратегий с целью моделирования аутентичного речевого поведения в ситуациях межкультурного общения), познавательно-поисковые культуроведческие задания, способствующие  повышению  уровня социокультурной образованности учащихся, развитию социокультурных, коммуникативно-познавательных и коммуникативно-речевых умений, самообразовательных навыков в изучении языков и страноведческой информации в контексте диалога культур.

Организационные способы использования исследовательского подхода в обучении английскому языку  включают в себя индивидуализацию обучения,   свободный выбор учащимися дополнительных образовательных услуг, максимальное разнообразие предоставляемых возможностей, источников информации,  особое внимание к организации межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися,  создание условий для творческого сотрудничества.

Важным условием ведения исследовательской деятельности является обеспечение доступа к источникам информации (включая Интернет-ресурсы, библиотечные, музейные и архивные фонды). Использование ИКТ в обучении иностранному языку  повышает эффективность организации исследовательской деятельности учащихся:  результаты работы наглядно представляются  учащимися при оформлении презентаций; материалы, размещенные в Интернете содержат обширный страноведческий материал, оригинальные тексты на английском языке  (газеты, книги, статьи в блогах и т.д.), видео и аудиоматериалы. Учащихся необходимо обучить  культуре использования Интернет-ресурсов при ведении поисково-исследовательской работы, оформлению ссылок в презентациях и печатных работах на источники информации, используемые фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы, прививать уважение к результатам интеллектуального труда других людей.  Интернет источники  информации должны являться для ученика базой для решения спорного вопроса  или определения вывода на основе полученных фактов, для иллюстрации  собственного исследования по интересующей его теме.

Практические результаты исследовательской деятельности учащихся  могут быть представлены в различных формах:  выпуск газеты, оформление выставки, творческий отчет, презентация проекта,  защита реферата или исследовательской работы, подготовка материалов для  музея, проведение  экскурсий.  Во время написания реферата ученик делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, в том числе на английском языке, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации.  Широкие возможности предоставляет проектная деятельность , как на уроке, так и во внеурочное время: презентация проектов( проектные часы, проектные недели, конкурсы проектов и пр).

Освоение проектного метода направлено на введение обучающихся  в различные  типы деятельности: конструкторскую, организационно-управленческую и, безусловно, исследовательскую. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе творческого решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые отвечают за успехи каждого члена группы, в сотрудничестве занимаются поиском оптимального решения поставленных пред ними задач. Проект от лат. "projektus” означает буквально "выброшенный вперед”. И, действительно, проектная деятельность позволяет получить стимул для развития познавательных интересов учащихся. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом развивается способность ученика анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество. По классификации  проекты можно разделить следующим образом:

Исследовательский: требует хорошо  продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования.

Творческий: предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально поработанной структуры совместной деятельности учеников, которая развивается подчиняясь конечному результату.

Информационный(ознакомительно-ориентировочный) : предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов. Требует хорошо продуманной структуры : цель проекта(предмет информационного поиска), способы обработки информации( анализ, аргументированные выводы), результат информационного  поиска( статья, доклад, реферат, презентация).

 Предметно-ориентировочный: предполагает четко обозначенный  с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников.

 

          Метод проектов  –  это способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы  ( технологию). Разработка должна завершиться реальным практическим результатом. Чтобы добиться этого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. В методе проектов заложена суть  развивающего,  личностно-ориентированного  характера обучения .

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска её решения.
  • Практическая значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся .
  • Структурирование содержательной части проекта.
  • Использование исследовательских методов.

Основные задачи метода проектов:

1. Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом.
2. Формировать активную самостоятельность учащихся.
3. Включать учащихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия.
4. Формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на содержание высказывания.

Основные принципы проектной работы:

1. Вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы).
2. Решение проблем (решать проблемы, используя возможность мыслить; рассуждая , акцентировать внимание на содержании высказывания).
3. Когнитивный (сознательный) подход к грамматике.
4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из главных условий   эффективности обучения.
5. Личностный фактор (возможность учащихся выразить свои собственные идеи, рассказать о себе, о своей жизни, интересах, увлечениях).
6. Адаптация заданий (задания должны быть посильными, соответствовать уровню  обученности ребёнка).

Этапы проектной работы:

I этап – планирование работы
II этап – выполнение проекта
III этап – презентация проекта.
IV  этап – оценка и контроль.

Критерии оценки:

1. Содержание, информативность, актуальность.
2. Грамматическая и лексическая корректность.
3. Оформление.
4. Объём.
5. Представление.

       Проект представляет собой работу, в которую вложено  много усилий и труда. Проектная работа повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития  внутренней мотивации; развивает у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя, расширяет языковые знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.  Проектный метод можно использовать при работе над любой темой. Главное – сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться, и нацелить их на достижение реального практического результата.   

         Таким образом , проект - первый научный труд учащегося и навыки , полученные в работе над ним, помогают, по мнению детей, успешно справляться с другими видами работ, уверенно чувствовать себя на семинарах, конференциях, не боятся публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию, а  работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

        Главным результатом  использования исследовательского подхода в обучении является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания. Для организации исследовательской деятельности учащихся необходимо постоянное совершенствование педагогического мастерства, учет индивидуальных особенностей      учащихся, разработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций учащихся, реализация субъектно-обьектного взаимодействия учителя и ученика, которые способствуют эффективной реализации созданной модели.

                                          ЛИТЕРАТУРА

  1. Гальперин П.Я Умственное действие как основа формирования мысли   

и образа. Вопросы философии. 1957.

2.     Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991.

3.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

4.     Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1998.